.

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» В НИКУДА

Николай Арефьев. Председатель ЦС ООО «Дети войны», секретарь ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационной деятельности и предпринимательству

Как и положено, в последние годы социально-экономическое развитие России задаётся указами президента РФ. В мае вышел только первый указ, который ставит задачи перед правительством РФ в части увеличения, удвоения или вхождения России в десятку, пятёрку или ещё куда-то, но в «прорыв»! Документ называется «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Принимая во внимание то, что невыполненные правительством указы прошлого периода президент назвал успешно выполненными и поблагодарил правительство за «усердие», следует ожидать, что все положения нового указа будут выполнены с той же «эффективностью».

Главная задача очередного «майского указа» — добиться масштабного роста благосостояния людей. Задача поставлена правильно, если учесть, что за последние 3 года уровень жизни в России снизился на 11%.

Но при экономическом росте в 1,5% улучшение благосостояния вряд ли получишь! Почему экономический рост такой незначительный? Потому что строится мало новых предприятий. Мало создаётся новых рабочих мест с высокой зарплатой. Деньги вкладываются в олимпиады, чемпионаты, но только не в заводы и фабрики. Путин говорит: будем дополнительно инвестировать восемь триллионов рублей. Предлагается конкретный план, куда будут направлены инвестиции: в медицину, жильё, дороги.

А вот здесь давайте разбираться! То, что вкладывать в эти отрасли необходимо, не вызывает сомнения. Но роста благосостояния не получится! Платная медицина будет высасывать последние соки из народа, жильё бесплатно раздавать не будут, будут давать под грабительскую ипотеку в 8% годовых, дороги улучшат проезд, но никаких доходов населению не принесут. А если расходы населения повысятся, то о повышении благосостояния лучше не говорить. Следовательно, надо вернуться к первому варианту: строить новые предприятия, создавать рабочие места с хорошей зарплатой. Но указ уже подписан, и задачи, поставленные в нём, будут решаться ложным путём.

Ещё один пункт указа как раз говорит именно об этом. Объём экспорта несырьевых товаров через шесть лет должен вырасти на 250 миллиардов долларов в год. Чудеса, да и только! Инвестиции в здравоохранение, жильё и дороги, а несырьевые товары, да ещё экспортного образца, должны расти сами по себе, без модернизации производства?! Если всё так просто, почему же они не растут сейчас?

Оказывается, объём экспорта можно нарастить за счёт повышения производительности труда. «Необходимо добиться, чтобы производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей (это промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство и торговля) росла темпами не ниже пяти процентов в год», — говорится в Послании Федеральному собранию. Для этого придётся изменить все правила и нормативы, мешающие росту производительности труда, создать систему опережающей подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях, повсеместно внедрять цифровые технологии.

Всё это хорошо, но не то! Никакие правила и нормативы производительность труда не поднимают. Её поднимают механизация, автоматизация, совершенные технологии. Но для этого действительно нужны инвестиции в модернизацию производства, а их не будет так же, как и квалифицированных кадров, которые готовить негде. Профтехучилищ осталось меньше тысячи, и готовят они юристов и менеджеров, так что кадровый вопрос надо начинать с нуля: учителя кончились, обучать некому!

Цифровая экономика — ещё один национальный проект. Затраты на эту сферу за шесть лет будут увеличены в три раза. Цель — преобразование всех сфер жизни, управления и производства на основе таких технологий. Без всего этого Россия вряд ли сможет выйти на требуемые президентом темпы роста экономики. А она и не выйдет! Это всё равно что к лошади, запряжённой в соху, приладить цифровое программное управление. Нужна комплексная модернизация всей экономики, иначе говорить о цифровых технологиях просто не имеет смысла.

«Нам нужна экономика с темпами роста выше мировых. Непростая задача. Но это не благое пожелание, а базовые условия для прорыва в решении социальных, инфраструктурных, оборонных и других задач», — говорится в Послании Федеральному собранию.

Нет, это задача простая. Допустим, сейчас страна производит 3000 металлорежущих станков в год и вдруг увеличит их выпуск на 4% (рост выше мирового), а в результате выпуск станков увеличится всего на 120 штук. Такое количество станков производилось в советское время менее чем за 4 часа. Можно ли считать такой рост «непростой задачей»? Или это прорыв?!

Согласно указу, к 2024 году средняя продолжительность жизни должна увеличиться до 78 лет, а к 2030 году — до 80. Нужно добиться того, чтобы через шесть лет уровень бедности сократился в два раза. Здесь опять уместно вспомнить, что инвестиции вкладываются в отрасли, которые не повысят доходы граждан. Тогда при помощи чего бедность уменьшится? Да и как обойти очевидное противоречие: в правительстве решается вопрос о повышении пенсионного возраста с тем, чтобы не платить пенсии, и вдруг это же правительство силится увеличить продолжительность жизни, чтобы их платить?

Депутаты фракции КПРФ в пятый раз внесли законопроект, повышающий уровень жизни «детей войны», но не было ещё случая, чтобы правительство хотя бы частично согласилось с доводами депутатов. Значит, повышение уровня жизни не входит в планы правительства, а фальсификация повышения продолжительности жизни нужна им для увеличения возраста выхода на пенсию.

Следует заметить, что за последние 17 лет два раза понижался размер прожиточного минимума и сегодня он составляет 11000 рублей. К тому же с 2012 года бедность постоянно увеличивалась — с 10,7% (15,4 млн человек) до 13,8% (22 млн человек) в 2017 году. В указе нет никаких мер для сокращения бедности, впрочем, можно снизить до нуля прожиточный минимум и бедных тогда вообще не будет. Такие фокусы уже бывали при реализации прошлых указов.

И вот на этой убогой базе ставится задача повышения рождаемости. При этом понятно, что рост численности населения напрямую зависит от выполнения остальных одиннадцати пунктов указа и от благосостояния всего народа, а не только молодых семей. Но оно как-то не просматривается ни в ближайшей, ни в отдалённой перспективе.

Следующий национальный проект в указе — «Здравоохранение», где за шесть лет нужно снизить смертность в разы.

«Оптимизация» здравоохранения сделала своё дело. Если в 1990 году в России было 12,8 тыс. больничных учреждений и 21,5 тыс. поликлинических, то в 2016 году их осталось 5,4 и 19 тыс. соответственно. Сегодня в 17 тысячах населённых пунктов нет никакой медицинской помощи. Из писем из регионов выясняется, что болеть теперь приходится по расписанию. Врач-педиатр работает только по средам, на дом не приходит. Больного ребёнка приходится возить за 50 км в районный центр. А для взрослых в райцентре сделали дневной стационар. Приходит больной пешком (автобус не ходит) в больницу, его кладут в коридоре на кровать с матрацем, постели нет, лекарств нет. В обед покормят жиденьким супом и гарниром — и отправляйся снова домой. При страховой медицине качество медицинской помощи повысить нельзя, ведь в этой системе врачи не лечат, а продают медицинские услуги.

В проекте «Образование» президент поставил задачу: Россия через шесть лет должна войти в первую десятку стран по качеству общего образования. Будут внедряться новые методики обучения, существенно расширятся возможности дистанционного образования всех уровней. Плюс непрерывное повышение квалификации преподавателей и многое другое. Наверное, для этого и разделили министерство. Национальный проект «Наука» — одна из важных составляющих прорыва, о котором говорил Путин. К 2024 году Россия должна войти в пятёрку ведущих стран по передовым исследованиям и разработкам в самых разных областях. Вот только руководить наукой поставили бухгалтера, потому что главное не научные открытия, а сколько они приносят денег. Ростовщическая идеология! Но с такой идеологией ни в какой пятёрке России не быть никогда.

Что касается общего образования, то, не меняя технологии обучения, добиться качества образования невозможно, даже вкладывая в него большие инвестиции. Кстати, инвестиций сюда не обещали.

А вот в жильё обещали! Однако общая потребность в нём составляет 1,57 млрд кв. метров, а стоимость этих метров — 55 трлн рублей. Ни у государства, ни у народа таких денег нет. Государство не находит даже на отселение из аварийного жилья около 2 млрд рублей, тогда о чём говорить? При помощи ипотеки в условиях растущей безработицы этот пласт не сдвинуть. Нужна государственная программа строительства жилья с государственными инвестициями, и чем быстрее, тем лучше.

Но указ требует за шесть лет довести ставку по ипотеке до цифры ниже 8%, строить в год 120 млн кв. метров жилья, на что необходимо 4,5 трлн рублей — больше половины обещанных инвестиций. Кроме того, число городов с благоприятной городской средой должно увеличиться в два раза. А это означает необходимость газифицировать 33% территории России. Стоп! А кто скажет, что это за благоприятная среда и сколько денег надо, чтобы она стала благоприятной, да ещё в удвоенном количестве городов, принимая во внимание то, что сегодня никто не знает, сколько таких городов в России?

Почему ипотека должна быть около 8%, если инфляция — 2,5%? Почему нуждающиеся в жилье должны оплачивать сверхдоходы банков? Какова роль государственного бюджета, будет он помогать покупателям жилья оплачивать его или удовлетворять неумеренные аппетиты ипотечных банков? С учётом того, что указ не предусматривает роста благосостояния народа, непонятно, для кого будет строиться жильё, если у населения денег не прибавится, а ипотека останется кабальной!

В указе предусматриваются снижение выбросов в атмосферу на 20% и решение проблемы свалок. До сих пор эти вопросы решались путём препирательства между регионами и федеральным правительством кому выполнять эти высокозатратные меры. Наконец, когда всю страну превратили в сплошную свалку, дело дошло до указа президента. Нужно системное решение. Президент требует от правительства совершить прорыв в борьбе со свалками. А значит, нужно строить по всей России заводы по современной переработке мусора. У Ростеха уже есть рабочие образцы таких предприятий. Их строительство можно ставить на поток. Были бы деньги. Но вот найдутся ли они или так и останемся в зоне препирательства?

Есть поговорка: чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Ну с «подметанием», кажется, решили. Наконец-то мы услышали: надо строить заводы. Раньше говорили только о мониторингах, новых технологиях, создании конкурентной среды и утонули в мусоре. Теперь надо не только перерабатывать имеющийся мусор, но и ограничивать его: вводить оборотную тару, исключить тарный полиэтилен, сократить мелкую фасовку и многое другое, что уменьшит бытовые отходы.

Следующий нацпроект — «Дороги». Дороги у нас привыкли ругать, но не строить. Если федеральные дороги хоть и плохие, но есть, то региональных и муниципальных вообще нет, и там, где они были, даже щебня не осталось! Таких дорог по России тьма. Так что в нацпроекте — не только федеральные магистрали, но, что очень важно, строительство региональных дорог. За шесть лет их станет на 50% больше. Смертность на дорогах должна сократиться в 3,5 раза. Свежо предание, да верится с трудом!

Впервые указ президента осчастливил работников культуры. Планов поддержки громадьё: от кинематографа до сельской художественной самодеятельности. Ну на кинематограф как-нибудь деньги найдутся, а вот сельская художественная самодеятельность обойдётся дорого. Зайдите в любое село — везде вы найдёте развалины клубов и домов культуры. Некоторые из них в советское время были дворцами, другие — скромными клубами, но в них кипела жизнь, рождались таланты. Теперь там давно поселилась разруха. Нужны триллионы рублей, чтобы восстановить разрушенную сельскую культуру. Из 73 тыс. клубных заведений сейчас осталось 43 тыс., из которых две трети не ремонтировались с советских времён.

Новому правительству придётся искать на всё это деньги, и немалые. На разработку 12 национальных проектов президент дал правительству время до октября. По первым прикидкам премьера Медведева, встречавшегося с вице-премьерами, нацпроекты обойдутся в 8 трлн рублей. Но этого явно недостаточно, а ведь денежные средства есть!

Только на счетах в банках — 26 трлн рублей. Золотовалютные резервы — 460 млрд долларов. Это по курсу — 27 трлн рублей. 100 млрд долларов — в ценных бумагах США, это 6,2 трлн рублей. Итого: 60 трлн рублей. Можно прибавить ещё, если ввести налог на сверхдоходы олигархов, 4 трлн рублей, восстановить госмонополию на водку и табак — 2 трлн рублей, забирать в казну природную ренту — ещё 3 трлн рублей. Есть и ещё кое-какие резервы.

Но давайте вспомним, почему молодая Советская республика в прошлом веке развивалась стремительно и в короткие сроки догнала и обогнала страны Запада и вплотную подошла к США. Да потому, что в СССР не было олигархов, казнокрадов и другой нечисти, а все доходы государства шли на развитие страны и благосостояние народа. Сегодня, пока царствует олигархическая банда, никакого развития страна не получит: всё идёт на обогащение горстки воров, а народ они держали и будут держать на грани выживания. Такова политика капитализма, это его принцип.

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.