.

ИТОГИ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА 2018 Г.

Н.В. Арефьев, Председатель ЦС ООО «Дети войны», Секретарь ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя комитета ГД по экономической политике промышленности, предпринимательству и инновационной деятельности

В Санкт-Петербурге в 22-й раз прошел международный экономический форум (ПМЭФ-2018). В нем приняли участие около 15 тысяч человек из более 140 стран мира.

Его слоган — «Создавая экономику доверия».

Однако лейтмотивом всего форума стоял вопрос «где взять деньги на Указы Президента РФ?!» в размере 8 триллионов рублей и обеспечить рост экономики выше мирового уровня, который как назло сегодня составляет 3,7%.

Э. Набиуллина сказала, что никто пока не знает, откуда взять 8 трлн. рублей на выполнение Указа Президента РФ. Примерные источники инвестиционных средств были обозначены А.Кудриным и М.Орешкиным.

А.Силуанов отметил, что правительство проведет бюджетный маневр, перенаправив часть расходов на меры по ускорению роста экономики. Он также отметил, что в предыдущие годы за счет федерального бюджета решались другие задачи — социальное обеспечение и повышение заработных плат. Теперь ставка делается на направления, которые должны стимулировать приток инвестиций.

Необходимо уточнить, что в «предыдущие годы» доходы населения уменьшились на 11%, Пенсии один год не индексировали, работающим пенсионерам и сегодня не индексируют, сократили пенсии военнослужащим. Фракция КПРФ пять раз вносила закон о детях войны, но их заблокировала Единая Россия под руководством премьера правительства. Если таким же образом будет осуществляться приток инвестиций, то перспектива у России весьма незавидная.

Все чиновники согласились, что необходимы длинные деньги для инвестирования в проекты порядка 10 лет и обозначили их источники:

  • это пенсионные накопления, их надо вернуть в систему. То есть развивать вложения граждан в негосударственные пенсионные фонды;
  • развивать страхование – это тоже вложения на 5-10 лет;
  • ипотека;
  • задействовать фонды инвестиций;
  • расширение долгового финансирования;
  • для привлечения частного капитала планируется вводить проектное финансирование;
  • расширение концессионной практики;
  • снижение административного давления;
  • упростить получение гражданства выпускникам ВУЗов – иностранцам;
  • поднять производительность труда в отраслях экономики;
  • повысить управленческую культуру;
  • повысить инвестиционную активность;
  • усилить контроль;
  • создать механизм долгосрочных вложений (депозитов).

А. Кудрин робко предложил изменить бюджетное правило, повысить цену отсечения на нефть на 5%, чтобы больше дать бюджету. Однако Кристин Лагарт – управляющий директор МВФ возразила, что бюджетное правило не надо менять –это может отпугнуть инвесторов.

Но инвесторы здесь ни при чем. Бюджетное правило вообще необходимо отменить и все нефтегазовые доходы оставлять в бюджете на развитие страны. Это не дело постоянно рыться в карманах наших граждан.

Обратите внимание, какие меры для инвестиций предлагают руководители страны! Пенсионные накопления, страховые накопления и ипотека – все из карманов граждан! Есть еще увеличение государственного долга, но это самое простое. Лучше вернуть из США 100 млрд. долларов – это было бы правильным! Все остальные меры весьма сомнительны и дадут результат или нет, никто не уверен.

При этом необходимо отметить, что никто из руководителей не предложил, что для подъема экономики выше уровня мировой нужно строить заводы фабрики, сельхозпредприятия. Вопрос вложения инвестиций не праздный, их надо вкладывать туда, где наибольшая отдача и решение задачи имортонезависимости.

По словам Э. Набиуллиной банковская система готова инвестировать экономику, но есть внутренние проблемы. Кредиты розничные растут, корпоративные не растут. Потребительский спрос уходит в импорт. Корпоративные кредиты идут на слияние и поглощение, а не на увеличение производства. В таком случае говорить о повышении инвестиционной активности просто не имеет смысла. Нужно сначала навести порядок в использовании средств.

В этом плане представители бизнеса настаивают на принятии закона о «СПЕЦИНВЕСТ КОНТРАКТЕ» СПИК-2-0 Это государственно-частное партнерство (ГЧП) при строительстве предприятий. Это новое, как давно забытое старое. Вопрос об обязанностях при строительстве промышленных предприятий между инвестором и государством. Инвестор строит предприятие в соответствии с проектом. Кто и в какой мере должен строящемуся предприятию обеспечить производственную и социальную инфраструктуру. Обязано ли государство на время строительства предприятия сохранить налоговое законодательство, штрафы, гарантии от банкротства, то есть те правила игры, которые были в начале строительства. Иначе стоимость строительства не укладывается в сметную стоимость, а это путь к банкротству.

Второй вопрос, который ставит бизнес, это вопрос инвестиционного климата. Под этим подразумевается вопрос скорости согласования разрешительной документации и подсоединения к производственной инфраструктуре новых мощностей. Допустим разрешение на строительство можно получить только в течение 120 дней, подключиться к электроэнергии – 84 дня. В советское время эти согласования проводились за 3-4 дня, сейчас это стало тормозом в развитии материального производства.

Однако Министр промышленности и торговли Д. Мантуров заявил, что СПИК – это не панацея их всего 20, а должно быть 100-200. У нас 630 мер государственной поддержки ( с регионами), но о них мало кто знает. Мы создали фонд развития промышленности, но промышленность находится в регионах, надо создавать совместные фонды, на основе возвратных инвестиций под 5% годовых, нужно пересмотреть этот вопрос и сделать инвестиционные кредиты в 1% годовых.

Создание торгпредств для продвижения российской продукции за границу тоже не панацея. В советское время они занимались импортом, теперь надо, чтобы занимались экспортом. Однако ассортимент нашей продукции невелик, к тому же интернет реклама дает представление о российских товарах.

Для притока инвестиций государство должно создать стабильные условия, и «в первую очередь это налоги». Силуанов заявил, что правительство не собирается менять налоговую нагрузку в течение шести лет, но проведет «донастройку» существующих налогов. Ожидается, что в первую очередь уменьшат те налоги, которые негативно влияют на бизнес. Также первый вице-премьер пообещал, что в России не будут вводить налог с продаж. Под этим надо понимать, что правительство уменьшит размер плохо собираемых налогов и увеличит налоги, которые собираются легко и полном объеме, а это налоги с населения.

Будет создан специальный бюджетный фонд для инвестиций в инфраструктуру. Его размер может составить 3% ВВП России. Деньги в него будут привлекать с рынка через долговое финансирование. Фонд будет наполняться из средств, привлеченных через облигации федерального займа. Следовательно, будет расти госдолг. Силуанов считает, что госдолг в России очень низкий (13% ВВП) и можно добавить 5-7%!? По его мнению, долг может и не вырасти при росте экономики, то есть процентное соотношение долга к ВВП останется прежним, если ВВП будет расти. Однако абсолютная его величина естественно вырастет!

Выход на рост экономики в 4% за 6 лет он считает достижением. Нужно повысить инновационную деятельность, сегодня 8% предприятий осуществляют инновации, надо довести до 50%. Удвоить несырьевой экспорт в 2 раза к 2024 году.

Все эти пожелания хороши, но рост экономики в 4% за 6 лет – это не рост и к такому рост стыдно стремиться. Лежачая экономика должна расти по 10-15% в год. У нас основные производственные фонды используются от 20 до 60%. Только за счет их полной загрузки без всяких инвестиций можно добиться роста в 50% за 1 год.

Почему чиновники надувают вопрос о поиске 8 триллионов рублей на подъем экономики. Во-первых, это ничтожная сумма и рассчитана на 6 лет. Давайте разделим ее на 6 лет и получим 1,3 трлн. рублей на год. Теперь разделим эту сумму на 15 статей бюджетной классификации, поскольку поднимать согласно указу придется все, и получим на каждую статью 86,6 миллиардов рублей (в среднем) Кому-то достанется больше, кому-то меньше не суть важно. Возьмем, к примеру здравоохранение и поскольку речь в указе идет о всем здравоохранении страны то примерять будем к сумме ассигнований консолидированного бюджета, которые в 2017 году составили 2,8 триллиона рублей. При этом надо обратить внимание, что этих ассигнований хватает на существование здравоохранения впроголодь: в районах нет лекарств, нет мягкого и жесткого инвентаря, да еще надо восстанавливать медпункты в 17000 населенных пунктах. На все про все 86,6 миллиардов рублей? Это всего 3% от того мизера, который расходуется сегодня! Можно ли на эти деньги или даже вдвое большие изменить обстановку в здравоохранении? При этом не надо забывать, что инфляция 2,5%, то есть эти ассигнования всего лишь компенсация инфляции!!!

Социальная сфера сегодня потребляет 11 триллионов рублей, экономика – 4 триллиона, как вы думаете, 86.6 миллиарда спасут положение в этих отраслях? Скорее всего, в этих отраслях они не обеспечат даже компенсации инфляции. И, даже суммы в 2-3 раза большие ничего изменить не способны.

А можно ли найти деньги на восстановление экономики и социальной сферы? Можно! Надо отменить бюджетное правило, и бюджет получит как минимум 4 триллиона рублей. Вернуть из США 100 млрд. долларов – это грубо говоря 6 триллионов рублей. На счетах в банках – 26 триллионов рублей. Золотовалютные резервы – 460 миллиардов долларов. Это по курсу 27 триллионов рублей. Можно прибавить еще, если ввести налог на сверхдоходы олигархов – 4 триллиона рублей, ввести госмонополию на водку и табак – 2 триллиона рублей, забирать в казну природную ренту еще 3 триллиона рублей. Есть и еще кое-какие резервы. Всего 72 триллиона рублей, если разделить на 6 лет получим 12 триллионов рублей в год. Но все эти средства тратить не придется, если их вкладывать в отрасли с быстрой отдачей, то на третий год мы уже начнем возвращать деньги туда, откуда брали. Таким образом, будет восстановлена и экономика и социальная сфера, даже, если средства делить между ними поровну, хотя этого и не нужно делать, в каждой отрасли свои пределы расходов.

Н.В. Арефьев,
Председатель ЦС ООО «Дети войны»,
Секретарь ЦК КПРФ,
Первый заместитель Председателя комитета ГД
по экономической политике промышленности,
предпринимательству и инновационной деятельности

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.